среда, 5 ноября 2014 г.

Работа с соломкой - вид прикладного искусства



Аппликация из соломки - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.).
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемно. Это придает большую выразительность изображению.
Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от инкрустации мебели и мозаики. 
Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки, соломкой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.
Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.
Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.
Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.
Срезанную соломку разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты. 
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. 
Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на сутки. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.
Не следует замачивать большое количество соломки. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. 
Для аппликации употребляют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ: 
Приготовить стопку газет, на неё положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломиной получаются плоские узкие соломенные ленты. 
Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная. 
Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80° и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Холодный способ: 
Этот способ несложен: разрезать соломины вдоль ствола с одной стороны, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Тонировка соломы: 
Естественный цвет соломы имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневатый, розоватый и др. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию или окрашиванию соломенных лент.
Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. 
Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. 
Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.
Темно-коричневые оттенки соломы можно получить и другим способом: заранее подготовленные соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. 
Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.
Желто-золотистый оттенок получается в процессе кипячения соломы в растворе питьевой соды,
а розоватый оттенок - при кипячении в растворе марганцовки. 

Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани (способ окраски указан на пакетике с красителем). 
Для окраски соломы можно применять цветные лаки, морилку.


Фон, на котором располагается аппликация из соломы, должен отвечать определенным требованиям. 
Прежде всего, материал, который предназначается для фона, должен быть плотным: доски, срезы дерева, фанеры, оргалит, картон, бархатная бумага. 
Лицевую сторону деревянного планшета можно не красить или покрыть масляной краской, мебельным лаком. 




      

Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишнёвым, темно-зелёным, коричневым.
Для аппликации из соломы пригодны различные клеи: казеиновый, «Марс», БФ-2, клей ПВА и т.д.
Самое сложное в аппликации из соломы - это наклеивание соломенных лент. 
До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые - в одно место, светло-коричневые - в другое, темно-коричневые - в третье и т.д. 
Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например лист, разрезают его по прожилке пополам, одну половинку промазывают клеем и переносят её на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов. 
Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой. 
Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. 
Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом. 
Есть и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, чтобы не было просветов. 
Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы.
В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий