Аппликация из соломки - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.).
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемно. Это придает большую выразительность изображению.
Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от инкрустации мебели и мозаики.
Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки, соломкой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.
Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.
Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.
Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.
Срезанную соломку разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком.
Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на сутки. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.
Не следует замачивать большое количество соломки. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона.
Для аппликации употребляют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ:
Приготовить стопку газет, на неё положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломиной получаются плоские узкие соломенные ленты. Горячий способ:
Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная.
Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80° и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Этот способ несложен: разрезать соломины вдоль ствола с одной стороны, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Естественный цвет соломы имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневатый, розоватый и др. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию или окрашиванию соломенных лент.Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом.
Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг.
Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.
Темно-коричневые оттенки соломы можно получить и другим способом: заранее подготовленные соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку.
Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.
Желто-золотистый оттенок получается в процессе кипячения соломы в растворе питьевой соды,
а розоватый оттенок - при кипячении в растворе марганцовки.
Для окраски соломы можно применять цветные лаки, морилку.
Фон, на котором располагается аппликация из соломы, должен отвечать определенным требованиям.
Прежде всего, материал, который предназначается для фона, должен быть плотным: доски, срезы дерева, фанеры, оргалит, картон, бархатная бумага.
Лицевую сторону деревянного планшета можно не красить или покрыть масляной краской, мебельным лаком.


Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишнёвым, темно-зелёным, коричневым.
Для аппликации из соломы пригодны различные клеи: казеиновый, «Марс», БФ-2, клей ПВА и т.д.
Самое сложное в аппликации из соломы - это наклеивание соломенных лент.
До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые - в одно место, светло-коричневые - в другое, темно-коричневые - в третье и т.д.
Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например лист, разрезают его по прожилке пополам, одну половинку промазывают клеем и переносят её на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов. Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой.
Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.
Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.
Есть и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, чтобы не было просветов.
Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы.
В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.




.jpg)
.jpg)

.jpg)


Комментариев нет:
Отправить комментарий